Дни Петра Ильича Чайковского в Уфимском училище искусств. День первый.
Начался масштабный проект «Дни Петра Ильича Чайковского в Уфимском училище искусств»! На протяжении трёх дней (с 12 по 14 ноября) будут проходить занимательные лекции ведущих музыкантов и спикеров, творческие мастер-классы и незабываемые концерты.
Сегодня прошёл первый день форума: сначала, состоялось его торжественное открытие. Это событие стало ярким началом цикла мероприятий, посвящённых жизни и творчеству великого русского композитора.
После открытия, первое мероприятие – невероятно интересная лекция Маргариты Владимировной Метляковой – научного сотрудника, учёного секретаря Государственного мемориально-архитектурного комплекса «Музей-усадьба П.И. Чайковского» в Воткинске. Гостья делилась глубокими размышлениями о личности и наследии музыканта. Ей были представлены отрывки из фильма «Чайковский. Русский гений». Вместе с тем, хочется отметить, что рассказ Маргариты Владимировны был больше, чем монолог – она активно общалась с публикой в зале, тем самым заряжай слушателей. А её рассказы о музее-усадьбе… Захотелось сразу же помчаться и посетить это место, город, дом детства Чайковского! В завершении своего захватывающего «приключения по уголкам души композитора», Маргарита Владимировна Метлякова провела небольшую викторину для зрителей: они должны были угадать, к какой стране принадлежала та или иная мелодия, к которой обращался Петр Ильич Чайковский в своих музыкальных опусах.
Следующая лекция – Бориса Владимировича Мукосея – преподавателя Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Она называлась «Обстоятельства болезни и смерти». Лекция очень интересная, актуальная и уникальная! Сколько лет уже говорят о смерти Чайковского: что же всё-таки случилось с композитором? Была ли это правда холера или за этой болезнью скрывают какую-то страшную тайну? Борис Владимирович твёрдо уверен – всё-таки холера, в чём убеждает и своих слушателей! Эксперт рассказывает, что «Достоверная смерть П.И. Чайковского – это холера, но даже к этой версии, имеются вопросы. Я помню учебник, где написано, что он умер от сердечного приступ». Из этих слов мы понимаем, что кроме холеры, “тайны”, даже самоубийства, есть и другие гипотезы. Чтобы убедить публику, спикер воссоздал события последних дней перед смертью Чайковского, рассказал и показал с помощью какой литературы он искал информацию на эту тему. Борис Владимирович Мукосей разобрал все сложные и щепетильные версии смерти и считает, что такие темы должны подниматься, с чем, безусловно, нельзя не согласиться!
Помимо «теоретических» рассказов, эксперт обратился и к музыке: Борис Владимирович поведал о второй части (Вальс) из «Патетической симфонии» композитора. Главной темой был вопрос «Откуда взялась пятидольность?», то есть, размер, скажем так, не самый распространённый в музыке, отчего и музыковеды часто задаются этим вопросом. Однако, как выясняется из слов эксперта, Чайковский уже обращался к этому размеру в другом произведении. А также, слушатели узнали интересные, и, думается, неизвестные ранее факты, об интересе со стороны композиторов к этому размеру в XIX веке (Например, А. Аренский, тоже обращался к этому размеру, и не только он!).
Следующая творческая встреча состоялась с Евгением Вячеславовичем Изотовым – пианистом, лауреатом международных конкурсов, доцентом кафедры специального фортепиано и кафедры камерного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Совсем немного слов о себе, и сразу в бой: заниматься с учениками, пришедшими к нему на Мастер класс! Первая участница – Мария Пономаренко (ДМШ №11, г. Уфа; преподаватель – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Шабалина А.С.) исполнила Прелюдию и фугу ре минор из II тома ХТК И. Баха и «Полишинель» С. Рахманинова. Про полифонию были сказаны замечания, касающиеся излишней «романтичности», недостающей пульсации. Евгений Вячеславович открыл глаза на скрытую полифонию, которая на первый взгляд в произведении не очевидна; показал, как проучивать отдельные места в произведении с помощью акцента на ритм. Эксперт отмечает, что главное считывать и определять структуру текста для правильного исполнения, а также нужно понимать контекст эпохи для правильной интерпретации и подбора техники исполнения, которая трепетна к разным нюансам, понимание которых зависит от широты познания характера произведений того или иного композитора. В Рахманинове – эксперт указывает на недостаточную пульсацию и ритмические несовпадения.
Следующий участник – Ильнар Сафаров (Уфимское училище искусств; преподаватель – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Сабитова Э.Р.) исполнил концертный этюд «Хоровод гномов» Ф. Листа. Здесь были сказаны пожелания, касающиеся движений рук, кисти, пальцев. Уделено внимание украшениям. В этом сочинении, было решено не делать акцентировку, в целях правильной фразировки.
Третьим участником Мастер класса – Эмилем Сафиуллиным (Средний специальный музыкальный колледж; преподаватель – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Старикова В.И.) была исполнена «Думка» П. Чайковского. Здесь были сказаны небольшие замечания по художественному плану. Интересно было послушать интерпретацию преподавателя про оркестровое представление музыки в этом произведении: какие аккорды, пассажи могут напомнить нам определённые оркестровые инструменты (духовые или струнные).
Хочется отметить, что каждый участник достойно себя проявил: показал хорошую подготовку и продемонстрировал прекрасную школу своего педагога. Также, особо отметим, что на Мастер классе Евгения Вячеславовича Изотова царила приятная атмосфера, он деликатно направлял участников, часто сам садился за рояль, чтобы на своём примере показать и донести до ученика, что же от последнего требуется.
В завершении первого дня форума прошёл прекрасный концерт! В нём приняли участие студены и преподаватели Уфимского училища искусств: квартет, камерный оркестр «Уфимская камерата» (руководитель и дирижёр – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Владислав Анатольевич Самойлов), сводный хор училища (руководитель и дирижёр – лауреат всероссийских и международных конкурсов Алевтина Евгеньевна Сморякова, концертмейстер – Вадим Шафкатович Зараев), духовой оркестр (руководитель и дирижёр – заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Игорь Петрович Позяк), студент II курса Данила Ермишин (класс преподавателя Файрузы Миясаровны Басыровой), ансамбль педагогов МИЭ – Игорь Владимирович Бурдуков, Артур Робертович Ибатуллин, Александр Павлович Субботин, дуэт Алима Абдуллажановича Каюмова (Народный артист Республики Башкортостан) и концертмейстера Натальи Леонидовны Закировой. Кроме учащихся и педагогов выступили и гости – Евгений Вячеславович Изотов (фортепиано) и Александр Леонидович Алексеев (генеральный директор Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист Республики Башкортостан) – под его руководством были исполнены хоровые сочинения Чайковского.
Концерт оставил незабываемое впечатление и подарил приятные эмоции. Но это не конец! Ещё целых два дня у нас будет проходить замечательный проект – «Дни Петра Ильича Чайковского в Уфимском училище искусств». Не пропустите!
Текст подготовили: Хакимова Залия III ТМ, Ахтямова Азалия IV ТМ, Москова Нелли IV ТМ.
Редактор: преподаватель Айша Азаматовна Хасаншина.








