На Форуме «Музыкальные традиции и будущее духовой музыки» с ярким докладом выступил Фанзир Файзрахманович Нигматзянов — профессор, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, руководитель юношеского духового оркестра «ЙЭШЛЕК» Уфимского государственного института искусств им. З. Исмагилова. Тема его выступления: «К проблеме эволюции и единства инструментального стиля» вызвала живой интерес аудитории.
Профессор Ф.Ф. Нигматзянов отметил, что главная цель духовой музыки заключается не только в её развитии, но и в сохранении аутентичных образных свойств звучания инструментов. По его мнению, эволюция музыкального стиля должна подчёркивать уникальность и глубину духовых инструментов, не утрачивая их исторической и культурной ценности.
Спикер также подчеркнул, что стремление человека к искусству стало двигателем культурного прогресса. Легенды разных народов, как ни парадоксально, сходятся в одном: они говорят о гармонии, единстве и музыке, способной объединять людей сквозь время и пространство.
История и символика духовых инструментов
Духовые инструменты, как подтверждают археологические находки, сопровождают человечество с древнейших времён. Их обнаруживают в захоронениях предков, что свидетельствует о сакральной роли музыки. Например, флейта, наследница древних деревянных духовых, сохранила ассоциативную связь с просторами и мироощущением доисторических эпох.
Особый интерес вызвал рассказ Фанзира Файзрахмановича о том, как ему довелось наблюдать за процессом создания башкирского курая — так, как это мог делать древний мастер. «Молодой музыкант вырезал отверстия в определённом порядке и сразу заиграл мелодию. Это словно диалог сквозь века», — поделился профессор.
От сигналов к симфониям Духовые инструменты, по словам Нигматзянова, всегда сочетали эстетику с практикой. Охотничьи сигналы, фанфары рыцарских турниров и военные горны служили средством коммуникации. Позже эволюция — например, изобретение системы клапанов — расширила их возможности, превратив в инструменты для сложных музыкальных произведений.
Завершая выступление, профессор напомнил: музыка — это мост между поколениями, культурами и эпохами. Сохранение традиций и новаторство должны идти рука об руку, чтобы наследие прошлого продолжало вдохновлять будущее.