23 июня, в стенах Уфимского училища искусств свершилось не просто образовательное событие, а культурное таинство: состоялся первый в истории Башкортостана выпускной экзамен по специальности «Анимация». Семь выпускниц, семь первых дипломов, семь уникальных анимационных вселенных – эта цифра вибрирует в уфимском воздухе, невольно вызывая в памяти одну из самых пронзительных струн башкирской души – легенду о семи сестрах.
Как и те девушки, чья судьба навеки вписана в сказы родной земли красотой и стойкостью, семь первых «дочерей» башкирской анимации представили сегодня плоды своего четырехлетнего труда. Их «танец» – волшебство линий, цвета и ожившего кадра, запечатленное в дипломных фильмах. Научным руководителем этих проектов выступила Мамбетова Ольга Амировна – преподаватель анимации в УУИ, которая также является председателем предметно-цикловой комиссии (ПЦК) «Дизайн. Анимация». Ее опыт и руководство стали неотъемлемой частью пути, пройденного первыми выпускницами.
Исторический момент был ознаменован присутствием строгого, но справедливого ареопага: председатель комиссии ГИА: Юнир Миннебаевич Аминев (Директор киностудии «Башкортостан» им. Амира Абдразакова, лауреат премии им. Салавата Юлаева); рецензент: Артур Валеевич Абдрахманов (Продюсер студии «Муха», заслуженный деятель искусств РБ); оппонент: Софья Николаевна Кияшко (Супервайзер студии «Банана анимэшн»).
Наблюдал за рождением новой эры анимации в Уфимском училище искусств — его директор, заслуженный работник культуры РБ Шамиль Фаилевич Абдраков.
Углубимся в историю. Открытая в 2021 году, специальность «Анимация» стала смелым ответом на вызовы времени – ковчегом, призванным спасти таланты от разрозненности и дать им профессиональную пристань. За 4 года существования отделения студенты осваивали все грани волшебства: от классической рисованной и кукольной магии до виртуозности компьютерной 2D-анимации, от режиссуры авторского кино до прикладной силы рекламного ролика. Их учили не просто двигать картинки, а «вдыхать душу в персонажей», создавать миры и рассказывать истории – становиться творцами новой башкирской визуальной мифологии.
Защита стала настоящим ритуалом перехода из ученичества в мастерство. Каждая из семи выпускниц представила свой мир: рассказала о замысле, борьбе за воплощение, а затем – явила зрителям само чудо – готовый фильм. Вот их первые анимационные партитуры:
1. Дарья Мальцева, «Чай»: Медитативная космогония в чайнике. Микрокосм, рожденный из пара и воды.
2. Арина Сучкова, «Нужно поговорить…»: Гимн первому шагу к примирению, когда молчание кричит о боли непонимания и только два слова могут изменить всё.
3. Зарина Юнусова, «Танец жизни»: балет — как победа духа, сплав традиционной и современной анимации.
4. Алена Лукьянова, «Танец паучка»: история о страсти к познанию и силе просьбы о помощи.
5. Камилла Байбурина, «Пушистый друг»: маленький рассказ о цене ответственности за жизнь.
6. Дарья Серкова, «Тревога»: визуализация душевной бури.
7. Диана Хуснутдинова, «Кошка и крошки»: простая и жизнеутверждающая история о кошке и её тайной жизни.
Этот выпуск – не финал, а увертюра: новый виток в вечном движении башкирской культуры, где мифологические семь сестер обрели достойных наследниц. Их творческий полет только начинается. Вперед, семеро смелых! Ваше время – сейчас!







