Сейчас такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома. Карантин. Школы, колледжи и вузы перешли на дистанционное обучение. И ситуация такова, что, действительно, лучше соблюдать рекомендацию реже выходить из дома; хотя Ваши дети, особенно, если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время, чтобы встречаться с друзьями.
Вашим детям кажется, что эти внеплановые «каникулы» жалко проводить дома и можно использовать их более приятным и полезным, с их точки зрения, образом.
Поговорите со своим ребенком, объясните, почему возникли эти «каникулы».
Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу этого вируса. Если у ребенка есть какие-то страхи, обсудите с ним то, чего он боится. Но в этом разговоре важно не напугать, не передать ему свои страхи и тревоги, если они у вас есть, и тем самым увеличить его страхи, а заодно и свои.
Страхам Вашего ребенка можно противопоставить простую понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются образовательные учреждения в каких-то регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливает без последствий.
Обратите внимание ребенка на важность соблюдения правил гигиены (мыть руки, умываться, пользоваться средствами дезинфекции для рук, носить маску и перчатки на улице, протирать телефон и другие гаджеты влажными салфетками).
Не давите на своего ребенка, не контролируйте каждый его шаг, не напоминайте по сто раз про то, чтобы помыл руки, – так как это может привести к негативным последствиям:
1) например, вызовет протестные реакции, приведет к конфликтам, ребенок перестанет Вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от Вас;
2) если ребенок тревожный, чувствительный, то это так сильно повысит уровень его тревоги, что он «зафиксируется» на мытье рук, проверке, протерты ли гаджеты и др., и это может привести к формированию навязчивых мыслей и действий или к каким-то другим тревожным расстройствам.
Покажите ребенку, что правила гигиены и другие необходимые правила – это то, что делают и соблюдают какие-то значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более значим для ребенка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно, а чего делать не стоит. Во время карантина важно поддерживать привычный режим дня, иначе ребенку будет сложно вернуться к учебному ритму, когда карантин закончится. Важно, чтобы ребенок вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.
Обсудите с ребенком, какими делами он мог бы заняться во время этих неожиданных «каникул». Составьте список того, что нужно и хочется сделать.
В качестве необходимых дел в список могут быть включены выполнение учебных заданий, подготовка к экзаменам, занятия с педагогами в дистанционном режиме, физические упражнения (зарядка или какие-то другие спортивные упражнения, которые можно выполнять дома), домашние обязанности.
А в качестве желаемого в список могут попасть общение с друзьями с помощью тех же гаджетов, фильмы, компьютерные игры, реализация творческих идей и др. Может быть, Ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. В этом ему могут помочь уроки, выложенные в Интернете.
Хорошо было бы составлять план на день, чтобы день был структурирован. Структурирование дня делает его проживание осмысленным, Вам и Вашим детям становится понятно, на что Вы и они потратили время, что сделали за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольным.
Если дома оказались несколько человек, то важно, чтобы каждый имел время для автономного существования, когда каждый занимается своими делами. Уметь быть отдельно – не менее важное умение, чем быть вместе.
Если Вы и Ваш ребенок оказались дома, то можно использовать это время, чтобы больше общаться друг с другом.
Обсудите с ребенком, чем он хотел бы заняться с Вами, что он может предложить в качестве совместного занятия. Может быть, вы вместе посмотрите какой-то фильм или сериал, прочитаете или послушаете какую-то книгу, а потом обсудите это вместе. А может быть, вы вместе приготовите какое-то новое интересное блюдо. Или сыграете в интересную настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное, какой-то совместный приятный опыт. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена.
Рекомендации подготовлены С.В. Воликовой, доцентом факультета клинической и консультативной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.