Уважаемые родители!
Период юности, в котором находятся ваши дети, называют последним временем детства и первым возрастом взрослости. Юношеский возраст включает в себя два периода: ранней юности (15-17 лет) и поздней юности (18-21 год). Основная задача юности – вступление личности в зрелость. Ранняя юность – время, на котором завершается детство человека. Появляется чувство взрослости, а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще не выработано. Формируется самосознание (представление о себе самом, самооценивание своей внешности, своих качеств), происходит соотнесение себя с идеалом, проявляется стремление к самоутверждению, независимости, оригинальности, увлечение субкультурами, а также пренебрежение к советам старших, критиканство, проявление недоверия. Отсутствует подлинная самостоятельность, недостаточно осознаются последствия своих поступков. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, возрастает волевая регуляция. Усиливается потребность в общении со сверстниками, в дружбе, возникают первое чувство любви, появляется умение разбираться в сложных вопросах. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная.
Ваши отношения с повзрослевшими детьми будут складываться лучше:
- если вы помните об основных возрастных особенностях юношеского периода, которые были сейчас перечислены;
- если вы устанавливаете правила и твердо проводите их в жизнь, но не считаете себя непогрешимыми;
- вы всегда объясняете мотивы своих требований и используете свою власть лишь в меру необходимости;
- вы отказываетесь от критики ребенка в присутствии других;
- вы относитесь мудро к срывам в поведении юноши или девушки;
- вы пытаетесь поставить себя на место своего ребенка, что позволяет избежать удара по его самоуважению;
- вы помните, что даже в юношеском возрасте люди отличаются разными сроками созревания: кто-то «забегает» вперед, а кто-то отстает;
- вы подбираете моменты, подходящие для неформального общения;
- вы преподносите контроль как заботу, а иногда просите совета у ребенка, как у равного или старшего;
- вы оцениваете в конфликте конкретный поступок, а не личность в целом (нельзя говорить: «Ты –неуч!», «ты – лентяй»);
- вы конструктивно разрешаете конфликты;
- вы используете в общении с ребенком приветливые фразы, например: «Мне хорошо с тобой. Я рад (рада) тебя видеть. Хорошо, что ты пришел (пришла). Мне нравится, как ты… Я по тебе соскучился (соскучилась). Давай (посидим, поделаем…) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший (моя хорошая)»;
- вы безусловно принимаете своего ребенка;
- вы активно слушаете ребенка, когда он говорит о своих переживаниях и потребностях;
- вы выполняете с ним те или иные общие дела;
- вы не вмешиваетесь в его занятия, с которыми он хорошо справляется;
- вы помогаете ребенку, когда он просит о помощи;
- вы поддерживаете его успехи;
- вы делитесь с ним своими чувствами, т. е. доверяете ребенку;
- вы по возможности обнимаете ребенка не менее четырех раз в день (что лучше было бы делать с самого детства и даже по восемь раз в день, как рекомендовала семейный терапевт Вирджиния Сатир, для формирования у ребенка чувства защищенности, доверия к окружающим, эмоциональной устойчивости, с которыми он вступит в дальнейшем во взрослую жизнь).
Оберегайте своего ребенка от разлада с самим собой и окружающим миром, для чего вам просто необходимо постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности, используя данные рекомендации. (Более подробную информацию вы можете прочесть, к примеру, в следующих литературных источниках: В. Сатир, «Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту»; Ю. Б. Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?»).
На информационном Интернет-портале «Я – родитель» (https://www.ya-roditel.ru/parents/tests/) размещены тесты и опросники для родителей, которые помогут вам оценить ваши отношения с ребенком, выявить сложные проблемы, получить необходимые консультации специалистов.
Отметим факторы риска, которым дети подвергаются в настоящее время. 19,3% студентов, обучающихся в нашем колледже, имеют повышенную потребность в одобрении, желание получать позитивный отклик в ответ на свое поведение, заслуживающее подобного отклика. 11,3% – излишне восприимчивы к воздействию группы, склонны ей подчиняться, подпадать под групповое влияние, в связи с чем готовы менять свое поведение и установки. 10,3% обучающихся имеют тенденцию к риску (опасности), т. е. предпочитают действия и ситуации, выбор альтернативных вариантов, сопряженных с большой вероятностью потери. 11,8% – импульсивны, устойчиво способны действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. 21% студентов имеют высокий уровень тревожности, которую следует рассматривать как предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, приводящие к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству. 17,3% обучающихся подвержены фрустрации – состоянию переживания неудачи, обусловленному невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающему при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.
8,1% студентов имеют потребность в принятии однокурсниками, т. е. таком оценочном поведении сверстников, какое формирует чувство принадлежности и причастности к группе. 10,3% студентов нуждаются в принятии родителями, т. е. оценочном поведении родителей, формирующем у ребенка ощущение нужности и любимости, принятия, а не отвегнутости.
Теперь о более позитивных проявлениях. 14,5% обучающихся социально активны – имеют жизненную позицию, выражающуюся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия. 16,13% обладают высоким самоконтролем поведения – сознательно активно управляют своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами. 16% достаточно самоэффективны, а именно, уверены в своих силах достигать поставленных целей, даже если это требует больших физических и эмоциональных затрат.
Период юношества сложен не только для ваших детей, но и для взрослых, которые с ними взаимодействуют, для вас самих.
Самое главное, на что может повлиять взрослый, – собственное эмоциональное состояние. И оно же является самым действенным инструментом влияния на состояние детей, испытывающих тревогу и страх. Чем сложнее и тревожнее ситуация вокруг, тем сильнее детям нужны стабильные, спокойные взрослые.
Ваша задача как родителей – овладеть максимальным числом стратегий, чтобы помогать себе справляться с собственной тревогой. Дети учатся глядя на взрослых: если они видят, какими способами вы улучшаете свое состояние, они тоже становятся способны справиться со своими переживаниями.
Вот простые действия для стабилизации своего эмоционального состояния:
- сосредоточьтесь на том, на что вы можете влиять: на своей жизни, своих задачах, семье и работе; составьте список дел, с которыми вы можете справиться прямо сейчас;
- успокойтесь, прежде чем приступить к общению с ребенком: дышите, гуляйте, занимайтесь физкультурой, выговаривайтесь друзьям;
- уделите больше времени дружелюбному, поддерживающему общению с родными и близкими;
- ограничьте время чтения или просмотра новостей, выберите для себя час в день, когда вы в спокойной и безопасной обстановке сможете с ними ознакомиться.
Если вы заметили, что у вашего ребенка изменились настроение и поведение, ухудшились аппетит и сон, произошли изменения в отношении к своей внешности, возникло нежелание посещать учебу, наблюдаются серьезные изменения в состоянии здоровья, частые недомогания, уход в себя, чувство отверженности, капризность, привередливость, проявления психологической травмы, апатия, депрессивность, агрессия, ощущение безнадежности и беспомощности, обязательно своевременно протяните ребенку руку помощи и обратитесь за консультацией, помощью и поддержкой к специалистам психологического профиля, прежде всего к педагогу-психологу колледжа.
Помните о рисках, связанных с критикой детей за низкую успеваемость в учебе и неудовлетворительные результаты экзаменов.
Участвуйте в мониторинге страниц в социальной сети «ВКонтакте» обучающихся, на предмет выявления контента, пропагандирующего аутоагрессивное поведение, вовлекающего детей в деструктивные движения, склоняющего их к членовредительству и демонстративному поведению.
В Уфе для вас и ваших детей открыты двери психологических центров: городского центра психолого-социального сопровождения «Индиго» (ул. Шафиева, 12/2; телефон для записи на консультацию: 8 (347) 223-58-83), Республиканского молодежного социально-психологического и информационно-методического центра (ул. Пархоменко, 133/1; телефон для записи на консультацию: 8 (347) 276-56-12). При необходимости можно бюджетно записать несовершеннолетнего ребенка через Единый медицинский портал на прием к врачу-психотерапевту Республиканского клинического психотерапевтического центра, где многие студенты колледжа проходили терапию, в том числе, и в условиях стационара, восстановили или улучшили состояние своего здоровья (совершеннолетние записываются самостоятельно).
2 ноября 2022 года на сайте и странице «ВКонтакте» колледжа были размещены видеолекции для родителей по темам «Профилактика деструктивного поведения среди подростков и молодежи» и «Психологическое равновесие детей (студентов СПО)», которые рекомендуются для вашего просмотра.
На сайте Уфимского училища искусств (колледжа) размещены следующие телефоны доверия (круглосуточные, анонимные, бесплатные) для обращения по ним студентов и родителей в сложных жизненных обстоятельствах, для профилактики острых кризисных состояний и психологической дезадаптации личности, эмоциональной и информационной поддержки, оказания экстренной психологической помощи: 8 (347) 223-22-11 (ГЦ ПСС «Индиго»), 8-800-7000-183 (Единый Общероссийский телефон доверия), 8-800-2000-122 (телефон доверия «Компас», ознакомиться с информацией о работе которого можно на сайтах https://telefon-doveria.ru/ и https://fond-detyam.ru ; девиз работы телефона доверия «Воспитывать сложно, позвонить легко!»).
Министерством просвещения России на базе Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации организована работа круглосуточной горячей линии по оказанию психологической помощи детям и взрослым: Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) совместно с психологами из МЧС России оказывает консультативную помощь (круглосуточно, анонимно, бесплатно) по телефону: 8 (800) 600-31-14.
Дополнительно к названным номерам телефонов доверия следует добавить следующее: создан Семейный портал Башкортостана, где функционирует анонимный чат (в соответствии с предусмотренной формой отправки сообщений), по которому в интерактивном режиме путем переписки можно получить экстренную психологическую помощь: https://семьярб.рф .
Будьте счастливы и здоровы! Успехов вам во всем и прежде всего в деле воспитания ваших детей и взаимоотношений с ними!